EnRu

+7 (495) 974-73-10

Пресс-центр

Владимир Энтин — журнал «Среда»: Права вещательных организаций. Как преодолеть путаницу в авторско-правовом законодательстве?

Закон сравнивают с разными предметами, например с дышлом. Использовать его в качестве испорченного телефона — российское «ноу-хау». К сожалению, нечто подобное происходит с правами вещательных организаций.

Иерархия прав

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает строгую иерархию. Вначале охраняются произведения науки, литературы и искусства, потом исполнения таких произведений, а затем организационно-техническая деятельность, связанная с фиксацией звуков или звуков и изображений. Идея соподчиненности выражена в п.2 статьи 36 Закона. В нем говорится, что «организации эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения».

Как видно из данной цитаты, речь не идет об аудио или аудиовизуальных произведениях, создаваемых усилиями вещательной организации. Такие произведения, в соответствии со статьей 6 Закона подлежат охране авторским правом. Права на использование таких произведений переходят к вещательным организациям в силу договоров, заключаемых с авторами или правообладателями.

В отношении прав вещательных организаций, которые относятся к категории смежных, российский законодатель, в соответствии с практикой международных конвенций, предоставил правовую охрану технико-организационной деятельности. Она заключается в сообщении либо передаче звука или изображения, отдельно или вместе, по проводам или без проводов, с использованием радиоволн, оптических волокон, кабельной сети или спутников таким образом, чтобы такие передачи могли приниматься публикой.

Путаница

Путаница началась на стадии разработки терминологии и переваривания мирового опыта. Во многих страницах данная организационно техническая деятельность именуется передачей. Так сделано, например, в Германии и Италии.

Российский законодатель заблудился на развилке между двух сосен. В статье 4 Закона, где определяются основные понятия, появилось два термина, использующих слово «передача». В одном говорилось о «передаче в эфир» как сообщении для всеобщего сведения, при котором происходит прием и передача сигналов. В другом — о передаче организации эфирного или кабельного вещания, под которой понималась передача, созданная самой такой организацией или по ее заказу. Во втором случае неизвестное определялось через неизвестное. В результате юридический термин, обозначающий организационно-техническую деятельность, оказался подменен бытовым восприятием словосочетания «радиопередача» и «телевизионная передача».

Без зарубежного законодательства не разберешься

Если бы у нас, как в Испании, уточнялось, что объект охраны — передача или трансляция, тогда путаницы — смешения действий организационно-технического характера с аудио или аудиовизуальным произведением удалось бы избежать.

Во Франции, законодатель, чтобы избежать путаницы, назвал объект охраны «программой, передаваемой предприятием вещания». Под такой программой понимается последовательность звуков и изображений или звуков и изображений, предлагаемых вниманию публики в рамках эфирной трансляции или распространения по кабельной сети и предназначенной для того, чтобы быть услышанной или увиденной широкой публикой или частью последней, в зависимости от каждого конкретного случая.

Для уяснения смысла того, что является объектом охраны смежных прав вещательных организаций по российскому закону «Об авторском праве и смежных правах» приходится обращаться к тому, что охраняется с его помощью в законодательстве других странах, откуда были заимствованы соответствующие нормы. Чаще всего для обозначения объекта права вещательных организаций в них используются те же слова, что и у нас: «передача» и «передача или трансляция».

Но сама «передача» определяется как распространение при помощи электромагнитных волн звуков или звуков, синхронизированных с изображением для приема публикой. Такое понимание данного термина заложено в статье 3.f. Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, подписанной в Риме 26 октября 1961 г. (Римской конвенции).

Присоединение к ней Российской Федерации стоит на повестке дня в связи с переговорами о вступлении в ВТО.

Римская конвенция охраняет права вещательных организаций только в связи с передачами в эфир. Но это не помешало тому, что практически повсеместно аналогичные права предоставляются и организациям кабельного вещания.

Права вещательных организаций распространяются на все передачи, передаваемые ими в эфир или по кабелю, даже когда речь идет о трансляции спортивных соревнований, съездов, конференций, вручения премий, парламентских слушаний, сообщениях о текущих событиях и фактах, имеющих информационный характер, которые авторским правом не охраняются.

Объектом охраны с помощью смежных прав выступает передача, независимо от ее содержания. В странах общего права (Австралия, Ирландия, Кения, Нигерия, Новая Зеландия, Соединенное Королевство) передачи эфирного и кабельного вещания, также как звукозаписи и фонограммы рассматриваются как произведения, охраняемые системой копирайта, хотя и составляющие особую категорию, отличную от иных произведений литературы и искусства.

В странах романо-германской традиции проводится четкое различие между передачей как организационно-технической деятельностью, в отношении которой вещательные организации пользуются смежными правами, и содержанием передач, использование которого регулируется другими правовыми нормами.

Понятие вещательной организации

В Российском законе под вещателем имеются в виду организации эфирного и кабельного вещания. Однако, несмотря на любовь громоздить определения, законодатель здесь поскромничал. В статье 4 определение вещателя отсутствует. С одной стороны всем понятно, о ком идет речь, а с другой пришлось бы «разруливать» стандартную ситуацию, когда техническое оборудование по распространению сигнала принадлежит одной организации, а материал для передачи в эфир или по кабелю предлагается многочисленными СМИ, которые и должны рассматриваться как вещательные организации.

Бывает и другая ситуация, когда передача спонсируется рекламодателем либо телефильм записывается независимым продюсером, а затем распространяется в эфире или по кабелю. Организация распространитель выступает здесь как обладатель смежных прав, хотя авторские права остаются у продюссера. Именно при такой ситуации полезность наличия у вещателя смежных прав, которые пользуются самостоятельной охраной, становится очевидной.

В чем состоят смежные права вещательных организаций

Российский законодатель в статьях 40 и 41 Закона дал исчерпывающий перечень исключительных прав, которые закреплены за организациями эфирного и кабельного вещания на осуществляемую ими передачу или трансляцию. Они могут давать разрешение или запрещать другой организации эфирного или кабельного вещания одновременно транслировать или передавать в эфир их передачу.

Организациям эфирного и кабельного вещания принадлежит право давать разрешение на воспроизведение, ретрансляцию и сообщения для всеобщего сведения их передач, когда последние происходят в местах, доступных для публики, которая платит за вход. Во многих странах (Бразилия, Германия, Испания, Португалия, Россия, Франция) данное правомочие не выводится, а закреплено самостоятельным пунктом в соответствующей статье закона.

Вещательные организации пользуются исключительным правом записывать и воспроизводить запись всей или части своей передачи (трансляции) на любом звуковом или визуальном носителе. Однако, если использование такой записи выходит за пределы использования в интересах вещания, требуется получить соответствующие разрешения у авторов произведений, артистов-исполнителей, обладателей иных смежных прав. Разрешений как на запись, так и на воспроизведение в отношении всех предполагаемых видов использования.

Владимир ЭнтинВладимир Энтин, адвокат, директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности МКА «Клишин и партнеры»

Источник: Журнал «Среда» № 3 (30), март 2001 г.

Любое использование материалов допускается только при наличии ссылки на источник.